Monday, June 11, 2007

Распределение компьютерного времени

Поначалу я хотел написать статью о сокращении времени за компьютером, как о способе повышения эффективности выполняемой на нем работы, но после некоторых раздумий пришел к более общему заголовку и теме.
Итак, для начала ответьте на вопрос: "много ли времени вы проводите за компьютером?" По самым скромным подсчетам, мой показатель составил 6-8 часов в день.
Следующий вопрос: "какую часть из этого времени вы посвящаете делам?". Под делами понимается работа (выполнение заказов, фриланс), а также то, что вы давно собирались сделать (например, доделать свой сайт, написать статью и т.д.). Просмотр сайтов и блогов в большинстве случаев не является делами!
Если цифра из второго ответа значительно меньше первого - вам следует читать дальше.

Ответ на первый вопрос я уже дал, ответ на второй вопрос у меня еще печальнее - 0. Иногда я все-таки занимаюсь делом и тогда я могу потратить на него хоть целый день (все те 6-8 часов). Но такая ситуация меня не устраивает. Я предпочту работать пять дней по 3 часа в день, чем раз в пять дней по 8 часов. Причина даже не в том, что мне не хочется работать 8 часов подряд, а в том, что в первом случае я получаю 15 рабочих часов в неделю, а во втором - 8.
После таких нехитрых размышлений я задался вопросом "а как же получается, что я провожу за компьютером целый день и ничего не делаю?". Все просто - я делаю, но делаю не то что нужно. Читаю блоги, сайты (Хабр - один из главных таймкиллеров ;), иногда играю... В общем, делаю все то, что называется ленью. Опасность этого заключается в следующем: нахождение за компьютером вызывает постепенное утомление, а утомленный организм всё более склоняется к лени. Получается замкнутый круг. Лень вызывает утомление, утомление способствует лени.

Поначалу я видел только одно решение - ограничить время проводимое за компьютером. Тогда у меня уже не будет повода, размышлять "у меня куча времени, я успею сделать свои дела, а сейчас можно и полениться..." Но данная мера выглядит как минимум непривлекательной, не так ли?
Гораздо логичнее - рапределение времени. Не зря я спрашивал сколько времени вы проводите за компьютером. Часто - это все ваше время, весь день за исключением сна и еды. Это все, что у вас есть. И именно этим временем нужно управлять.
Скажите себе "3 часа в день я буду тратить на выполнение дел". Чувствуете, что не справитесь этим за компьютером - отойдите от него. Некоторые "компьютерные" дела можно делать и вне компьютера с помощью древних приспособлений известных как бумага и карандаш (их принцип работы напоминает Paint, вы без труда с ними справитесь ;). Вы можете планировать структуру будущей программы или сайта, делать наброски дизайна и т.д... (попробуйте несколько полезных приемов - составление карт памяти, метод случайного стимула и т.п.). В конце концов, вы можете заняться и совсем некомпьютерными делами - не пора ли убраться в комнате или квартире? Есть большая вероятность, что отвлекшись от компьютера, вы вернетесь к нему с новыми силами и менее утомленным.
Следующее, на что стоит выделить время - это лень. Легализуйте вашу лень. Назовите её отдыхом и она перестанет быть ленью. Делайте все то же, что и делали раньше, но измените сущность этих дел. Лень порождает негатив ("ну вот, я опять ничего не сделал, я ленивое существо"), отдых - позитивный настрой ("я отдохнул и теперь могу начать работать").
Не дайте себя обмануть! Случай, когда после отдыха вы говорите, что хотите отдохнуть еще (хотя чувствуете себя уже достаточно отдохнувшим) - это лень!
Остальное время (если оно осталось) вы можете распределить на то, что важно для вас. Найдите дела, которые ждут вашего внимания и уделите им немного времени ;)

Все вышенаписанное следует воспринимать скорее как информацию к размышлению, а не безоговорочное руководство к действию, ибо сам этот пост является плодом размышлений и наблюдений.

3 comments:

huze said...

Спасибо. Очень интересная статья. Я сам ходил вокруг, да около, но здесь я увидел все свои мысли сформированными и соединёнными воедино. Спасибо!

1 said...

Добрый день. Спасибо за сжатое изложение сути вопроса. Многое, что Вы описали в своем посте, подробно рассматривается в книгах Глеба Архангельского "Тайм-драйв" и Владимира Леви "Лекарство от лени". Если Вам еще не приходилось их читать - рекомендую. Например, Леви предлагает также, как и Вы, дать лени официальный статус и лениться с полной отдачей, а Архангельский первым шагом к повышению эффективности труда называет повышение эффективности сна...
Интересно было бы ознакомиться с Вашими выжимками и выводами по прочтении этих книг :-)

Bright said...

Спасибо, очень интересно. Постараюсь найти и прочитать эти книги (особенно ту, где поддерживается идея "легализации лени" :). Сейчас (летом) я планирую почитать "Getting Things Done" - о ней много пишут как о потрясающей технике, но меня смущает необходимость тотального перестроя под нее (видел такой отзыв). Хотя с другой стороны любая организованная система лучше неорганизованной кучи...